ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА…

Вот и пришла календарная зима. Самое время посмотреть, как наши знаменитые художники изображали это холодное время года в своих произведениях и в чем зимой находили вдохновение поэты.

Сегодня кажется странным, что русскому зимнему пейзажу ещё нет и двухсот лет. В стране, в которой зима длится больше 3-х месяцев в году, художники начали изображать красоту белоснежной природы не так уж и давно. И этому есть несколько объяснений. Во-первых, многие русские пейзажисты жили и работали в Италии, где со снегом, прямо скажем, проблемы. Во вторых, художники больше предпочитали писать в своих мастерских, а не на холоде. Да и как говорил Карл Брюллов: «Как ни напишете зиму, а всё выйдет пролитое молоко».

Поэтому начну я свою подборку с картины, которая считается первым русским зимним пейзажем, и с художника, который нашел в себе смелость взяться за такую трудную задачу. Именно благодаря работе «Зимний пейзаж (Русская зима)» Никифор Степанович Крылов (1802-1831) вошел в историю русской живописи.

1 (670x517, 234Kb)

Никифор Крылов. Зимний пейзаж (Русская зима). 1827. Холст, масло. 54 x 63,5. Государственный Русский музей

Изначально он был иконописцем, но его заметил Алексей Венецианов и пригласил к себе в Петербург учиться. С 1825 года Крылов жил у Венецианова и посещал рисовальные классы в Академии художеств. А уже в 1827 году молодой живописец берется за картину с изображением зимы. У Венецианова был принцип писать только с натуры. И его ученик отправился на берег реки Тосны, чтобы «ничего не изображать иначе чем в натуре». У Академии художеств нашлись меценаты – купцы Чернятинские (Чернягины), которые специально для художника построили там теплую мастерскую, «дав художнику и содержание во всё время его занятий». Для написания пейзажа Крылову потребовался всего лишь месяц, и в итоге на выставке Академии художеств картина имела большой успех, получив золотую медаль. Интересно, что в нижнем левом углу есть надпись – Венецианов. Так художник почитал своего учителя.

Никифор Крылов прожил очень короткую жизнь, меньше 30 лет – он умер от свирепствующей в то время холеры. Поэтому и успел не очень много. В отличии от своего великого современника Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), жизнь которого тоже оборвалась слишком рано. И примерно в то же время Пушкин написал свой зимний фрагмент к «Евгению Онегину» (глава датируется 1827-1829 годами):

Александр Пушкин
Волшебница-зима (из романа в стихах «Евгений Онегин»)

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Следующая работа, которая сыграла большую роль в развитии русского зимнего пейзажа – это «Зимняя дорога» Льва Львовича Каменева (1833(?)-1886). Во второй половине XIX века русские пейзажисты уходят от итальянской школы живописи, всё больше обращаясь к видам родной природы. Вот и Каменев в своей работе изобразил истинно русский пейзаж: лошадку с дровнями на заснеженной дороге и маленькую деревушку вдали. Как напишут про него искусствоведы: «Художник не гонялся за красивыми сюжетами, его искусство заключалось в тонком понимании света и цвета».

2 (670x393, 128Kb)

Лев Каменев. Зимняя дорога. 1866. Холст, масло. 34 x 58,2. Государственная Третьяковская галерея

И про такую сказочно красивую зимнюю дорогу написал свои строки Сергей Александрович Есенин (1895-1925):

Сергей Есенин
Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
1914

Произведение, которое, по мнению Ивана Крамского, породило «новых зимних пейзажистов» – это картина «Оттепель» безмерно талантливого художника Федора Александровича Васильева (1850-1873). В 1871 году на выставке Общества поощрения художников в Петербурге работа получила первую премию по ландшафтной живописи, и Павел Третьяков купил её прямо с выставки. Она имела такой успех, что по заказу великого князя, будущего Александра III, Васильев создал повтор работы.

Надо сказать, что по своему пространственному и цветовому решению эта картина удивительной красоты. Васильев даже жаловался своему наставнику Крамскому, что его глаза различают «как-то отдельно» цвета, и он не понимал – это его достоинство или недостаток. Ужасно обидно, что художник прожил всего 23 года. Но даже, не получив академического образования, всего за 7 лет своей творческой деятельности, он оказал огромное влияние на пейзажную живопись в России.

3 (670x335, 148Kb)

Федор Васильев. Оттепель. 1871. Холст, масло. 53,5 x 107. Государственная Третьяковская галерея

Иннокентий Фёдорович Анненский (1855–1909) тоже увидел красоту талого снега. И это тоже талант – полюбить что-то совсем обычное и на первый взгляд непривлекательное.

Иннокентий Анненский
Снег

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка…
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
И заплаканный лед!
Но люблю ослабелый
От заоблачных нег –
То сверкающе белый,
То сиреневый снег…
И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,
Точно стада в тумане
Непорочные сны –
На томительной грани
Всесожженья весны.
1909

В 1872 году на выставке Московского Общества любителей художеств встретились две гениальные картины – это «Оттепель» Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897). Обе они были написаны в 1871 году и обе эти картины придали русской пейзажной живописи поэтическое звучание, определив её развитие на ближайшие десятилетия.

Саврасов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и своим ученикам он говорил: «Без воздуха пейзаж – не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь – значит, пейзаж дрянь». И именно этим самым воздухом наполнена его «Зима», а ещё в ней есть извилистая, не имеющая ни начала, ни конца, занесенная снегом дорога, как образ жизненного пути.

4 (670x511, 212Kb)

Алексей Саврасов. Зима. Конец 1870-х – начало 1880-х. Холст, масло. 53 x 71. Государственный Русский музей

А мастер поэтического пейзажа XIX века, Иван Саввич Никитин (1824-1861), приглашая зиму в гости, метко подметил, что в России для неё настоящее раздолье:

Иван Никитин
Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
1854

Ещё одна картина, которая была названа критиками «крупным событием в области пейзажа» и получила высокие оценки зрителей. И как ни странно, опять «Зима». На этот раз её автор – Николай Никанорович Дубовской (1859-1918) – художник, незаслуженно забытый в советское время. Интересно то, что эта картина стала первой, которую он представил на выставке Товарищества передвижников и оценил её всего в семьдесят рублей. Его долго уговаривали повысить цену – в результате Павел Третьяков приобрел работу за пятьсот рублей.

Строгий критик Владимир Стасов писал о картине: «…всего только крошечный дворик избы, занесенный глубоким снегом, ворота, оставшиеся отворенными после проехавших роспусков или саней, глубокая шапка снега на бедной, ушедшей в землю, избенке – вот и все. Но какие изумительные, по правдивости, розовые солнечные отблески на нетронутом, девственном снегу, какие мокрые следы, продавленные в снегу полозьями».

5 (670x371, 175Kb)

Николай Дубовской. Зима. 1884. Холст, масло. 54,7 x 98,8. Государственная Третьяковская галерея

О такой же заснеженной избушке написал свое знаменитое стихотворение Иван Захарович Суриков (1841-1880):

Иван Суриков
Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, –
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен –
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
1880

Надо сказать, что «изумительные солнечные отблески», которые критик отметил в работе Дубовского, желание художника создать эффект свечения, отсылают нас к поискам Архипа Куинджи того периода. Многие художники тогда находились под его влиянием. А Иван Иванович Шишкин (1832-1898) дружил с Куинжи, и во время написания картины «На севере диком …» они общались ежедневно. Даже существует воспоминание племянницы Шишкина А. Комаровой, будто Куинджи дополнил картину: «маленькой кисточкой с кадмием посадил точку – огонек вдалеке».

Сложно сказать, какую именно точку поставил мастер световых эффектов, но то, что он давал Шишкину бесценные советы по написанию лунного света, очевидно.

6 (670x580, 173Kb)

Иван Шишкин. «На севере диком …». 1891. Холст, масло. 161 х 118. Киевская картинная галерея

По названию картины становится понятно, что Шишкин писал её по произведению Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) «Сосна» (вольный перевод стихотворения Генриха Гейне). Он исполнял иллюстрацию для юбилейного собрания сочинений поэта в 3-х томах. Интересно, что сначала Шишкин выполнил рисунок на бумаге белилами и углем (хранится в Третьяковской галерее), а после так был вдохновлен этой работой, что создал и живописную картину. Предлагаю вам тоже вдохновиться строками Лермонтова:

Михаил Лермонтов
На севере диком стоит одиноко

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
1841

Оказав огромное влияние на художников, своих современников, Архип Иванович Куинджи (1842(?)-1910) продолжал постоянно экспериментировать с цветом и изучать научные открытия Д.И Менделеева и Ф.Ф. Петрушевского в области цветового изображения света. Благодаря этому он создал свои самые знаменитые полотна. Но нашлась у него и картина с изображением зимы, пусть и не такая масштабная. Это скорее этюд, но уже его название, «Пятна лунного света в лесу. Зима», указывает нам на то, что главный герой в этой работе – свет. Считается, что Куинжи оказал своими работами значительное влияние на развитие импрессионизма в русском пейзаже.

7 (670x493, 123Kb)

Архип Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898-1908. Бумага на холсте, масло. 39 x 53,5. Государственный Русский музей

И в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953) есть всё: и ночь, и тени, и метели, и в «снегу одинокие ели», и Мороз:

Иван Бунин
Метель

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, –
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.
Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели…
Месяца свет в темноте серебрится –
В мерзлые стекла по лавкам струится…
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.
Мёртвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Мнится мне ночью: не степи кругом –
Бродит Мороз на погосте глухом…
1887, 1895

Гавриила Павловича Кондратенко (1854-1924) мы знаем по его прекрасным картинам с крымскими видами. Но до того, как влюбиться в южную природу полуострова, художник писал и очень легкие, воздушные зимние пейзажи. Все критики отмечают, что его «Зимний вечер» очень реалистичен: мы словно оказываемся у этого замерзшего пруда, ощущаем мороз, слышим скрип снега под санями и в то же время чувствуем уют и тепло, скрывающиеся за светящимися окнами домов.

8 (670x479, 256Kb)

Гавриил Кондратенко. Зимний вечер. 1887. Холст, масло. 45 x 64. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

И словно про эту деревню и ранние зимние сумерки написал своё произведение Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934):

Андрей Белый
Зима М. А. Волошину

Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню, вечер ранний
И грусть серебряной зимы.
Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает хрупкие подвески
Ледяных, звонких хрусталей.
Навеяв синий, синий иней
В стеклянный ток остывших вод,
На снежной, бархатной пустыне
Воздушный водит хоровод.
В темнеющее поле прыснет
Вечерний, первый огонек;
И над деревнею повиснет
В багровом западе дымок;
Багровый холод небосклона;
Багровый отблеск на реке…
Лениво каркнула ворона;
Бубенчик звякнул вдалеке.
Когда же в космах белых тонет
В поля закинутая ель,
Сребро метет, и рвет, и гонит
Над садом дикая метель, –
Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин:
Средь пламенистых, легких звеньев
Трескучий прядает рубин.
Вновь упиваюсь, беспечальный,
Я деревенской тишиной;
В моей руке бокал хрустальный
Играет пеной кружевной.
Вдали от зависти и злобы
Мне жизнь окончить суждено.
Одни суровые сугробы
Глядят, как призраки, в окно.
Пусть за стеною, в дымке блеклой,
Сухой, сухой, сухой мороз, –
Слетит веселый рой на стекла
Алмазных, блещущих стрекоз.
1907

И раз уж мы вспомнили про зимнюю тему в работах Кондратенко, то непременно надо отметить, что и у трех самых известных российских маринистов обязательно найдется зимний пейзаж: и у Айвазовского, и у Боголюбова, и у Лагорио. И что примечательно – это городской пейзаж с изображением Петербурга. А объяснение этому очень простое: все трое были учениками Императорской Академии художеств.

Свою работу «Возка льда» Лев Феликсович Лагорио (1826-1905) создал, ещё учась в Академии в 1849 году. У картины существуют и другие названия: «Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке», «Зимний пейзаж. Выборг», по которым нетрудно догадаться, что на ней изображено. Известно, что Лагорио путешествовал вдоль берегов Петербурга и делал наброски и этюды, по которым и написал картину. В ней, кстати, он нарушил ещё существовавшие в то время в учебном заведении правила академизма и написал на переднем плане жанровую сцену.

9 (670x480, 177Kb)

Лев Лагорио. Возка льда. 1849. Холст, масло. 68 х 96. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

И у Михаила Леонидовича Лозинского (1886-1955) для города на Неве нашлись ледяные образы:

Михаил Лозинский
Петербург (отрывок)

Здесь утра трудны и туманны,
И все во льду, и все молчит.
Но свет торжественный и бранный
В тревожном воздухе сквозит.

Но сердце знает: в доле знойной,
В далеком, новом бытии
Мы будем помнить, город стройный,
Виденья вещие твои
И нам светивший, в жизни бедной,
Как память ветхая слепцов,
В небесном дыме факел бледный
Над смутным берегом дворцов.
1912

Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) свою картину, посвященную зимнему Петербургу, написал сразу после окончания Академии художеств незадолго до пенсионерской поездки в Европу. В его работе открывается большая панорама города с его красивой архитектурой, мы видим замерзшую Неву со скачущими по льду лошадьми с наездниками и санями, видим прогуливающихся по набережной горожан. Все это создает праздничное настроение, недаром художник назвал её «Катание на Неве».

10 (670x397, 147Kb)

Алексей Боголюбов. Катание на Неве. 1854. Холст, масло. 131 x 219,5. Государственная Третьяковская галерея

Вадим Данилович Гарднер (де Пайва Перера Гарднер, 1880-1956) тоже учился в Санкт-Петербурге, но за участие в студенческих волнениях был исключен из Университета. А вот стихотворение с признанием в любви зимнему городу написал:

Вадим Гарднер
Петербург (отрывок)

Меж тонких льдин вода струится;
И отсвет уличных огней
Винтами яркими крутится
В стекле Петропольских зыбей.
Вон там лиловыми дугами
Ряды сияют фонарей;
Двумя живыми ручейками
Толпа встречается людей.
Люблю тебя, Нева седая,
И льдов твоих звенящий треск, –
И бег и вспышки звезд трамвая,
И гул, и проволоки блеск;
И снег сыпучий под санями,
Подушки шапок кучерских,
И понукание конями,
И пар моторов деловых.
Люблю я конок ход ленивый,
И дребезжанье стекол их, –
Зимы рисунок прихотливый
На окнах лавок городских.

Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян, 1817-1900) закончил Петербургскую Академию художеств задолго до создания картины «Александр II на замерзшей Неве». Последние годы он жил в своей родной Феодосии, но зимний Петербург не забывал. Уж очень тяжело он переносил питерские холода во время учебы. Как известно, художник писал картины по памяти и у него не было необходимости ехать к берегам замерзшей реки, чтобы выполнить эту работу.

Что любопытно, на его картине, как и в работе Лагорио, тоже мужик грузит на лошадь наколотый лёд. Видимо, это было обычное явление – брать с Невы лёд для специальных ледников, в которых тогда хранили продукты. Надо признать, что во всех трех зимних пейзажах известных маринистов есть что-то общее.

11 (670x418, 156Kb)

Иван Айвазовский. Александр II на замерзшей Неве. 1890. Холст, масло. 48.5 x 75.5. Частное собрание

Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) тоже был жителем Петербурга и студентом Университета. Поэтому неудивительно, что среди его ранних стихов есть и Петербургские строфы:

Осип Мандельштам
Петербургские строфы Н. Гумилеву

Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке, –
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой – посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жесткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба –
Онегина старинная тоска;
На площади Сената – вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка…
Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход –
Чудак Евгений – бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
Январь 1913

Возвращаясь к пейзажной живописи, полной лирики и поэзии, предлагаю вам картину Ивана Августовича Вельца (1866-1926). Художник с австрийскими корнями, родившись в России, очень тонко чувствовал настроения и изменчивость русской природы и умел с удивительной реалистичностью создавать пейзажи в любое время года, тщательно прописывая все детали и нюансы. Как правдоподобно его «Начало зимы»: речка ещё не замерзла, снежный покров невелик, да и деревья с кустарниками не обзавелись белыми шапками. Очень жаль, что работы художника так мало известны, оказавшись в тени более именитых мастеров.

12 (670x447, 215Kb)

Иван Вельц. Начало зимы. 1904. Холст, масло. 61 x 90. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

А Константин Константинович Случевский (1837–1904) написал свой зимний пейзаж. По-моему, тоже очень точный:

Константин Случевский
Зимний пейзаж

Да, удивительные, право, шутки света
Есть в пейзаже зимнем, нам родном!
Так иногда равнина, пеленой снегов одета,
Богато зарумяненная солнечным лучом,
Какой-то старческою свежестью сияет.
Речонка быстрая, что по равнине протекает
И, кольцами, изгибами крутясь,
Глубокою зимой не замерзает, –
Вступает с небом в цветовую связь!
Небес зеленых яркая окраска
Ее совсем невероятно зеленит;
По снегу белому она, зеленая, бежит,
Зеленая, как изумруд, как ряска…
И так и кажется тогда, что перед нами
Земля и небо шутят, краски обменяв:
Сияет небо, свой румянец снегу передав,
Цвет зелени полей – он принят небесами,
И, как бы в память прошлого, как след следа,
Бежит по снегу белому зеленая вода.
О! если б можно было вам, равнины неба,
Приняв в себя все краски лета и весны,
Взять наши горести, сомненья, нужду хлеба –
Отдав взамен немного вашей тишины
И вашего покоя… нам они нужны!
1857-1860

В начале ХХ века с развитием промышленности в усадебной пейзажной живописи появляются грустные мотивы. Особенно ярко их можно почувствовать в картине «Покинутая усадьба» Владимира Ивановича Соколова (1872-1946). Брошенное своими обедневшими хозяевами когда-то роскошное родовое гнездо утопает в холодных снегах, погружаясь в тишину и забвение. Именно зима дает нам это ощущение уходящей в прошлое дворянской жизни. Сразу чувствуется, что учителями художника были Исаак Левитан, Василий Поленов и Валентин Серов.

13 (670x428, 155Kb)

Владимир Соколов. Покинутая усадьба. Начало 1900-х. Холст, масло. 62 х 97. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Возможно, в наш скоростной век стихотворение Иосифа Александровича Бродского (1940-1996) покажется слишком длинным. Но я не решилась его сократить, чтобы не нарушить тех чувств, того восприятия поэтом зимы, которое он хотел нам передать:

Иосиф Бродский
Откуда к нам пришла зима

Откуда к нам пришла зима,
не знаешь ты, никто не знает.
Умолкло все. Она сама
холодных губ не разжимает.
Она молчит. Внезапно, вдруг
упорства ты ее не сломишь.
Вот оттого-то каждый звук
зимою ты так жадно ловишь.
Шуршанье ветра о стволы,
шуршанье крыш под облаками,
потом, как сгнившие полы,
скрипящий снег под башмаками,
а после скрип и стук лопат,
и тусклый дым, и гул рассвета…
Но даже тихий снегопад,
откуда он, не даст ответа.
И ты, входя в свой теплый дом,
взбежав к себе, скажи на милость,
не думал ты хоть раз о том,
что где-то здесь она таилась:
в пролете лестничном, в стене,
меж кирпичей, внизу под складом,
а может быть, в реке, на дне,
куда нельзя проникнуть взглядом.
Быть может, там, в ночных дворах,
на чердаках и в пыльных люстрах,
в забитых досками дверях,
в сырых подвалах, в наших чувствах,
в кладовках тех, где свален хлам…
Но видно, ей там тесно было,
она росла по всем углам
и все заполонила.
Должно быть, это просто вздор,
скопленье дум и слов неясных,
она пришла, должно быть, с гор,
спустилась к нам с вершин прекрасных:
там вечный лед, там вечный снег,
там вечный ветер скалы гложет,
туда не всходит человек,
и сам орел взлететь не может.
Должно быть, так. Не все ль равно,
когда поднять ты должен ворот,
но разве это не одно:
в пролете тень и вечный холод?
Меж ними есть союз и связь
и сходство – пусть совсем немое.
Сойдясь вдвоем, соединясь,
им очень просто стать зимою.
Дела, не знавшие родства,
и облака в небесной сини,
предметы все и вещества
и чувства, разные по силе,
стихии жара и воды,
увлекшись внутренней игрою,
дают со временем плоды,
совсем нежданные порою.
Бывает лед сильней огня,
зима – порой длиннее лета,
бывает ночь длиннее дня
и тьма вдвойне сильнее света;
бывает сад громаден, густ,
а вот плодов совсем не снимешь…
Так берегись холодных чувств,
не то, смотри, застынешь.
И люди все, и все дома,
где есть тепло покуда,
произнесут: пришла зима.
Но не поймут откуда.
1962

Когда речь заходит о пейзажах, поэтизирующих «дворянские гнезда», не могу не обратиться к творчеству «поэта усадебной жизни» – Станислава Юлиановича Жуковского (1873 -1944). Из множества его чудесных зимних работ выбрала картину, на которой много солнца, и зима не кажется таким уж печальным временем года. Его «Усадьба зимой» не выглядит «навсегда покинутой». Картина, как обычно, написана художником с натуры и с помощью импрессионистских приемов, характерных для творчества пейзажиста 1910-х годов. В ней есть и радость от светлого зимнего дня и надежда на то, что весной жизнь в этот сад обязательно вернется.

14 (670x446, 265Kb)

Станислав Жуковский. Усадьба зимой. Беседка. 1910-е. Картон, масло. 46 х 80 см. Галерея искусств Даев-33, Москва

Такую же радость и даже веселье мы найдем в зимних строках Саши Чёрного (Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932):

Саша Чёрный
Зимой

Снежинки-снежинки,
Седые пушинки
Летят и летят!
И дворик, и сад
Белее сметаны,
Под крышей висят
Прозрачные льдинки…
Дымятся лужайки, кусты и тропинки,
За садом молочные страны
Сквозят.
Лохматые тучи
Нахмурили лоб,
А ветер колючий
Сгребает сугроб –
Бросает снежками…
Над пухлым забором
Несется прыжками
И белым узором
Заносит мохнатые окна и дверь
И воет, как зверь!
Вороны прозябли,
Кусты, словно грабли…
Кусает мороз –
А ветви берез,
Как белые сабли…
То вправо, то влево
Кружусь, как волчок.
Эй, Снежная Дева!
Возьми, подыми на сквозном дирижабле
И в стае снежинок умчи за лесок!
1920

Но, так как мы сейчас в основном живем в городах, хочется посмотреть на зимний городской пейзаж. А точнее на то, что можно увидеть из своего окна зимой. Как это сделал Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933). Художник любил писать пейзажи, глядя в окно своей домашней мастерской в Фурманном переулке. Картина «Московский дворик зимой» была написана уже после революции, в уже уплотненной квартире, где художнику приходилось и жить, и работать. Но при этом Васнецов сохранил в пейзаже и любовь к своему двору, и поэтическое отношение к любимому городу, и опять же надежду. Надежду на то, что наступят лучшие времена.

15 (670x456, 358Kb)

Аполлинарий Васнецов. Московский дворик зимой. 1920-е. Холст на картоне, масло. 35,5 x 53. Государственная Третьяковская галерея

А с какой радостью герой стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншин, 1820-1892) предлагает посмотреть в окошко:

Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
1887

Константин Николаевич Истомин (1886-1942) был преподавателем ВХУТЕМАСа и в 1925 году ему выделили комнату-мастерскую в доме на Мясницкой улице, рядом с учебным заведением. С тех пор он очень часто изображал в своих работах вид из окна этой комнаты. Вот и «Зимний пейзаж. Московский переулок» он написал с балкона своей мастерской. Работа с натуры, спокойное цветовое решение, умение видеть поэзию в повседневности – всё это он, как последователь лучших представителей пейзажной живописи XIX века, принес в советское искусство.

16 (670x528, 244Kb)

Константин Истомин. Зимний пейзаж. Московский переулок. 1926. Холст, масло. 64,5 x 66,4. Государственная Третьяковская галерея

Про своё окно и про то, как за ним преображалась природа, написал классик русской поэзии, которого, к сожалению советская власть погубила – Александр Александрович Блок (1880 – 1921):

Александр Блок
Вечер тихий и морозный

Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звёзды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моём лежал окне.

Вот и у нас за окном сейчас такой белоснежный пейзаж. И можно им любоваться, находясь в теплой и уютной комнате. А можно и отправиться на прогулку. Лучше, конечно, на природу, подышать чистым воздухом, посмотреть на бескрайние белые равнины или побродить по заснеженным дорожкам в парке возрожденной усадьбы.

В любом случае, главное сохранять позитивное настроение. Желаю вам прекрасных первых зимних выходных, таких же красивых, как на картинах талантливых художников и в стихах знаменитых поэтов.

Источник

Оставьте комментарий